В наше время очевидно разнообразие игрушек на все вкусы и возрасты. Как из этого огромного количества выбрать то, что подойдет конкретному ребенку с определенным характером и уровнем развития?
Чем руководствоваться при выборе игрушки: желанием ребенка (но оно у детей сиюминутно), собственной симпатией (а вдруг ваши вкусы не совпадут)? Новая игрушка - всегда радость, но, кроме этого, она должна приносить пользу (в данном случае польза от игрушки - развитие ребенка).
Игровой интерес не должен вытеснять обучающий. Если в реальной жизни игры часто могут преследовать бесполезные цели (с точки зрения педагогики, а иногда и здравого смысла) и выступать как заполнители свободного времени, то в развивающем процессе, напротив, их задача - экономить время и при этом давать результат, т.е. быть эффективными.
Так что же делает игрушку полезной
Игрушка должна давать ребенку возможность самостоятельно преобразовывать ее, вводить свои новшества. Если это условие выполняется, то игрушка не надоест ребенку, а будет его развивать.
Игрушка должна дать ребенку задачу для ума, длительную и интеллектуальную нагрузку (готовая игрушка не в состоянии этого сделать).
Игрушка должна опережать развитие ребенка, быть стимулом к саморазвитию, а не тормозить его на определенном уровне.
Согласитесь, не всякая игрушка для ребенка соответствует этим требованиям, зачастую даже противоречит им. Но нельзя так категорично говорить обо всех игрушках. Существуют целые системы развивающих игр. Об одной из них, наиболее распространенной и корректной (в педагогическом смысле), далее и пойдет речь. Разработчиком этой системы является семья Никитиных.
В чем же заключаются особенности этих игр?
Каждая игра представляет собой набор задач, которые решаются с помощью кубиков, карточек, кирпичиков и других предметов. Задачи ставятся в разных формах (в виде модели, плоскостного рисунка, чертежа и т.д.), т.о. формируя у ребенка понятие о разных способах передачи информации. Задачи располагаются в порядке увеличения сложности: от простого к сложному. Широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3-летнему ребенку до непосильных взрослому. Обязательное правило: нельзя подсказывать при решении задач и требовать моментальных итогов.
С какой же игры начать?
Лучше предложить ребенку заведомо более легкую, т.к. трудные и непосильные игры могут отбить интерес или вообще отпугнуть ребенка.
Если речь идет о ребенке 1-3 лет, можно начать с игры "Сложи узор". После того, как освоены первые задания, через неделю-другую, можно параллельно вводить игру "Рамки и вкладыши" (М. Монтессори), потом "Уникуб", "Сложи квадрат", "Обезьянка" и т.д. Этот порядок сугубо ориентировочный, и его можно менять в зависимости от возраста, интересов ребенка, его уровня развития, учитывая характер и темперамент ребенка.
Конструктор
Для детей 3-6 лет конструктор не только игрушка, но и учебное пособие. Во время игры с конструктором ребенок развивает мелкую моторику рук (что, несомненно, сослужит ему добрую службу, когда он будет учиться писать), конструктивное и творческое мышление (это тоже небесполезно). К тому же из конструктора можно построить столько интересных вещей!
Выбирая конструктор для своих детей, племянников, внуков или просто знакомых ребят, придерживайтесь следующих несложных правил:
конструктор должен быть универсальным. На сегодняшний день существует множество конструкторов, рассчитанных на сбор лишь одной модели (например, качелей или пиратского корабля). Такой подарок выглядит достаточно эффектно, но отнюдь не способствует развитию фантазии. Идеальный выбор - "конструктор - ведерко" типа "Лего" (цена варьируется от ста до нескольких тысяч рублей). Из него можно сотворить что угодно - от избушки на курьих ножках до автомобиля.
конструктор должен соответствовать уровню развития ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали. И не вздумайте дарить металлический конструктор детям, которым не исполнилось еще пяти. При своей относительной дешевизне (около 50 рублей), он может доставить много приятных минут старшим дошкольникам. Но 3-5-летний малыш просто не справится с многочисленными мелкими детальками и быстро потеряет интерес к подарку.
Если вы стоите в детском магазине и раздумываете, что купить ребенку: очередного плюшевого зайца или конструктор, которого у него еще нет, купите конструктор. И ваш ребенок станет творцом.