К выбору транспортного средства (а в значительной степени и среды обитания) для вашего ребенка следует отнестись со всей возможной тщательностью.
Не стоит упускать из виду то обстоятельство, что от вашего правильного выбора зависит не только комфорт и безопасность ребенка (об этом невозможно забыть), но и ваш собственный комфорт и даже в какой-то мере ваша безопасность! Постараемся помочь вам в этом ответственном деле.
Какие бывают коляски?
Прогулочные коляски
Прогулочные коляски предназначены для подросших малышей. Обычно они
легкие, компактные, хорошо складываются. Существуют даже так называемые
коляски-трости, в сложенном виде по форме напоминающие трость, и коляски-рюкзаки,
которые можно, сложив, носить за плечами. Однако прогулочные коляски годятся
только для умеющих сидеть малышей. Спать в них неудобно (разве что в экстренных
случаях); маленькие пластмассовые колесики плохо едут по нашим битым тротуарам
(потрескавшийся асфальт - болезнь израильских тротуаров), зимой в прогулочной
коляске холодно.
Коляски-трансформеры
Модным нынче словом “трансформер” обычно называют коляску, легко превращаемую
из коляски-люльки в прогулочную коляску и обратно. Если купленная коляска-трансформер
вас устроит, то “транспортную проблему” в принципе можно считать решенной
- это, конечно, немалый плюс. Кроме того, в плюсы можно записать компактность
(обычно коляски-трансформеры легко складываются) и сравнительно небольшой
вес - это избавит вас от множества проблем, связанных с транспортом, магазинами,
лифтами и т.п. Минусы: небольшая высота, усложняющая для вас уход за ребенком
(всякий раз, когда вы захотите поправить одеяльце или дать малышу пустышку,
вам придется довольно низко наклоняться). Будучи достаточно легкими (по
сравнению с универсальными колясками), в качестве прогулочных коляски-трансформеры,
несомненно, тяжеловаты и несколько громоздки. По нашим наблюдениям, это
самый распространенный тип коляски в Израиле.
Travel Systems
Дополнительная разновидность колясок - ТС. Это обычная коляска - трансформер
с интегральным автомобильным сидением для малыша (Саль-Каль), устанавливаемым
прямо на коляску (см иллюстрации). Таким образом, нет необходимости будить
ребенка при посадке в машину. При покупке такой коляски следует проверить,
есть ли в комплекте основание для сидения, постоянно находящееся в автомобиле
- это приспособление очень облегчает жизнь.
Универсальные коляски
Не путать с колясками-трансформерами! Здесь работает не трансформационный,
а, скорее, модульный принцип: на универсальное шасси можно установить закрытую
корзину (существуют даже модели, в которых по мере роста малыша эти корзины
можно менять) или сидение прогулочной коляски. Такая коляска свободна от
многих недостатков трансформера: новорожденный малыш будет пользоваться
в ней всеми “причитающимися” ему удобствами (не трясет, тепло, близко к
маме, дождь не страшен), а ребенок постарше сможет сидя обозревать окрестности,
причем у многих колясок шасси устроено так, что сидение прогулочной коляски
можно ориентировать двояко: лицом или спиной к “водителю”. Современные
универсальные коляски оснащены, как правило, большими колесами, увеличивающими
их проходимость. Основной минус: коляска достаточно тяжела и громоздка.
Если вы ездите на обычной семейной машине (а не на вэне), то вам придется
отсоединять корзину и ставить ее в салон, а лишь потом укладывать шасси
в багажник.
На чем же остановиться? Все, естественно, зависит от ваших обстоятельств,
вкусов и средств. Можно на первое время обзавестись лишь коляской-люлькой,
отложив на потом решение проблемы с прогулочной коляской. Можно ограничиться
коляской-трансформером или купить коляску-трансформер плюс легкую прогулочную
коляску. Можно приобрести универсальную коляску с двумя (или более) “кузовами”,
а к ней, если сочтете необходимым и позволят средства, - опять же легкую
прогулочную коляску. Однако что бы вы ни решили, не берите “кота в мешке”!
При покупке коляски вы должны твердо знать, чего вы от нее хотите - и в
целом, и от каждого из ее элементов.
Из чего состоит коляска?
Кузов (корзина коляски-люльки; сидение прогулочной коляски). Не забудьте проверить, как кузов (это относится и к корзине, и к сидению)
крепится к шасси. Крепление должно быть: (а) прочным; (б) симметричным
(т.е. ребенок не должен “заваливаться” на одну сторону). И еще несколько
общих требований. Желательно, чтобы материалы, используемые для отделки
кузова, были натуральными (это особенно важно для внутренней отделки) и
непромокаемыми (особенно снаружи). Очень хорошо, если обивка кузова - съемная,
допускающая стирку (лучше машинную). Удобно, если кузов снабжен по бокам
ручками или ремнями для переноски. Обратите внимание на габариты. С одной
стороны, кузов должен быть просторным, чтобы ребенку не было тесно. С другой
стороны, важно не переусердствовать: коляска должна свободно входить в
лифт (если, конечно, вы пользуетесь лифтом), причем так, чтобы в нем оставалось
место еще и для вас. Существуют кузовы, которые можно использовать в качестве
автосидения - для перевозки малыша в автомобиле.
Корзина должна быть достаточно теплой, особенно если закрытая коляска
потребуется вам в зимнее время. Некоторые корзины на дне и по бокам оборудованы
так называемым “каркасом безопасности” - жестким (чаще всего пластиковым)
каркасом, играющим роль не только защиты, но и утеплителя. Корзина с каркасом
безопасности непременно должна иметь систему вентиляции, или, проще говоря,
отверстия в пластике, которые при необходимости можно закрыть. Бывает,
что к корзине прилагается специальное съемное сиденьице, закрепляемое прямо
внутри корзины, - для малышей, только начинающих сидеть: они еще не готовы
полностью перейти на прогулочную “сидячую” коляску, но постоянно лежать
больше не желают.
Если вы покупаете коляску-трансформер или универсальную коляску с полным
комплектом кузовов, обратите внимание на сидение прогулочной коляски. Сидение
должно быть снабжено ремнями безопасности: даже самый спокойный ребенок
может без них выпасть из коляски. Подножка сидения не должна резать ножки
малышу (она может быть пластмассовой или металлической, но с матерчатой
подстилкой); лучше, если она фиксируется в нескольких положениях.
Шасси (рама с креплениями для колес, амортизаторами и т.д.)
Шасси должно быть изготовлено из легких и прочных сплавов. Обратите внимание
на амортизаторы: они обеспечивают плавность хода и - в значительной степени
- устойчивость коляски. Амортизаторы бывают ременные, однако в современных
колясках они чаще всего представляют собой пружины или пластиковые шарниры.
Хорошо, если пластиковые шарнирные амортизаторы закрыты металлическими
щитками. Иногда шарнирные амортизаторы снабжены также пружинами. Бывают
рессорные амортизаторы, представляющие собой, в сущности, упругий металлический
каркас.
Ручка. Удобно, если конструкция коляски позволяет регулировать высоту ручки, подстраивая
ее под рост “водителя” коляски. Хорошо, если ручка складывается (не забывайте
о тесных лифтах!). Удобно также, если ее можно перекидывать, чтобы в зависимости
от обстоятельств и вашего желания малыш мог смотреть либо на вас (точнее
- вы на него), либо - вперед, в открывающиеся перед ним дали. Проверьте,
насколько надежна ручка и насколько прочна и удобна надетая на нее пластмассовая
насадка (если она порвется, вам придется держаться руками за металл, что
не очень-то приятно).
Аксессуары. К современным коляскам прилагается масса самых разнообразных аксессуаров.
Перечислим лишь некоторые из них.
Тент (он же капюшон), призванный служить защитой от солнца и осадков, должен как можно больше закрывать в поднятом состоянии и как можно
больше открывать в состоянии опущенном. У некоторых современных колясок
тент сконструирован таким образом, что его нижнюю часть можно закрепить
и на переднем (т.е. дальнем от “водителя”), и на заднем (т.е. ближнем к
“водителю”) конце кузова коляски. Это очень удобно при защите ребенка от
солнца, которое норовит проникнуть в затененную, казалось бы, коляску при
смене ее “курса”, а также по мере собственного продвижения по небосклону.
Фартук - чехол, надеваемый на корзину или сидение для защиты от дождя, ветра и т.п. Фартук вместе с тентом должны образовывать уютный
и удобный для ребенка “домик”, в котором ему любая непогода нипочем.
Пластиковый чехол. Наряду с обычным фартуком, некоторые коляски
снабжены пластиковым непромокаемым чехлом поистине космического вида -
настоящей броней для спасения от проливных ливней, метелей и прочих стихийных
бедствий. Для обычных, “штатных” прогулок пластиковый чехол непригоден,
поскольку не пропускает воздуха.
Задняя подножка. Предназначается для второго (старшего) ребенка.
Корзина для багажа. Обычно крепится к шасси. Выдерживает довольно
большой вес.
Сумка для багажа. В современных колясках выполняется из того
же материала, что и обивка кузова. Крепится к ручке. Может превращаться
в подушечку, на которой маме будет мягче и удобнее, скажем, коротать время
на скамейке, пока малыш спит.
При покупке любой коляски непременно проверьте, сможет ли мама сама,
без посторонней помощи проделать с ней все необходимые манипуляции: сложить /
разложить; поднять / опустить тент; закрепить / убрать корзину для багажа;
снять / установить кузов и т.д. и т.п. (и, кстати, просто поднять весь “агрегат”
в целом - к сожалению, это иногда необходимо).