В четверг вечером первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев объявил, что согласованный между ведомствами вариант проекта закона об ОМС существует и будет в ближайшее время внесен в правительство.
Как пояснил БПИ анонимный источник в министерстве, таким образом МЭРТ решил ускорить процесс вне-сения законопроекта на рассмотрение кабинета министров. "Объявив с высокой трибуны, что вариант есть, Дмитриев отрезал пути к отступлению [министру финансов] Алексею Кудрину: теперь Кудрин подпишется под последним вариантом", — пояснил источник. По его словам, этот вариант существенно изменен со-гласно требованиям Минфина, поэтому чиновникам финансового ведомства "нет смысла" настаивать на внесении каких-либо дополнительных правок. "Мы и так достаточно уступили", — заявляют в министерстве.
В пресс-службе Минфина БПИ не стали опровергать информацию о существовании согласованного вари-анта. Там осторожно сообщили, что "до понедельника [1.12.2003] документ согласовывается".
"Минфин готов был подписать законопроект, если МЭРТ внесет в него некоторые правки", — сказал БПИ заместитель руководителя Департамента страхового надзора при Минфине Павел Бичикашвили. Однако он ответил, что пока не знает точно, решена ли судьба документа. По словам Бичикашвили, поправки, на кото-рых настаивал Минфин, были "редакционные и по экономической части". "Наверное, Дмитриев придумал новое название страховым медицинским организациям", — предположил он, объясняя суть редакционных требований Минфина. Как считают в Департаменте, учреждения, которые будут играть роль медицинских страховщиков, "никакого отношения не имеют к страховщикам как таковым".
По мнению Бичикашвили, для того, чтобы считаться страховыми организациями, учреждения должны сами формировать страховые резервы, получая взносы непосредственно от работодателя, а не из ТФОМС. При этом размер страховых взносов должен основываться на актуарных расчетах аналогичных тем, которые применяются на страховом рынке. "Мы предложили название "медицинские кассы", но Дмитриеву не по-нравилось, тогда [заместитель министра финансов] Сергей Шаталов предложил им самим придумать на-звание", — сообщил Бичикашвили.
На аналогичных аргументах основывалась и вторая часть требований Минфина — экономические поправ-ки. По информации БПИ из МЭРТа, ведомство Кудрина еще в начале осени грозилось составить финансо-во-экономическое обоснование проекта, чтобы доказать МЭРТу его "несостоятельность". "Мы уверены, что он не решит кризиса недофинансирования системы медстраха, проект только усугубит старые проблемы", — пояснял тогда БПИ Бичикашвили.
Оппоненты проекта объясняли, что для того, чтобы вывести систему из глубокого кризиса, необходимо вве-сти в неё собственно страховые механизмы. Для этого Департамент страхнадзора считает нужным предос-тавить ему все полномочия по контролю медстраховщиков: лицензирование (не только выдачу и приоста-новление действия, как сейчас, но и отзыв), контроль в области отчетности и учет страховых компаний. Согласно проекту, эти функции распределены между ПФР, ТФОМС, Минфином и судами, которые имеют пра-во отобрать лицензию.
Департамент, не желая мириться с урезанием полномочий, поставил ультиматум — или МЭРТ соглашается на внесение его поправок, или Минфин не будет регулировать деятельность медицинских страховщиков. В Страхнадзоре рассчитывали контроль на рынке ОМС взять в свои руки. Но они ошиблись. А в Минэкономразвития на прошлой неделе не так уж были не правы, когда полагали, что теперь все разногласия сняты.
В начале ноября правительство одобрило его (МЭРТа) предложения по созданию мегарегулятора на фи-нансовом рынке. Это означает, что Департамент страхового надзора вообще может попасть под "сокраще-ние". В свою очередь, Минэкономразвития сразу согласилось отстранить Минфин от выполнения функций надзора над медстраховщиками. Согласно последнему варианту, контролировать рынок будет "специально созданный при правительстве орган". В МЭРТе не исключают, что к моменту вступления в силу законопро-екта об ОМС этим органом станет тот самый мегарегулятор.
Эксперты полагают, что основные прения по законопроекту закончены. Они возмущены тем, что в длитель-ном процессе межведомственных согласований из последнего варианта проекта, под которым, как ожидают в МЭРТе, сегодня подпишется Минфин, исчезли наиболее выгодные для системы ОМС положения. Так, по настоянию Минфина оттуда исчезло положение о налоговом вычете для работодателей, которые перево-дят своих работников на добровольное медицинское страхование. Это было положение, которое делало реформу здравоохранения интересным для работодателей и, в конечном счете, для самих застрахованных, уверены эксперты.
Согласно ему, работодатель, который обеспечил работника полисом ДМС, гарантирующим установленный государством обязательный объем помощи, мог бы получить льготы в выплате единого социального нало-га. Вычет предоставлялся бы из той части ЕСН, которая направляется в систему ОМС. Сейчас эта часть составляет 3,6% от зарплаты (3,2% — в Федеральный фонд ОМС, 0,4% — в территориальный).
Анонсируя в середине года эти налоговые льготы, которые и были предложены МЭРТом в первоначальном варианте, Дмитриев подчеркивал, что они позволят повысить заинтересованность работодателей в оплате медицинского страхования своих работников, помогут! процессу легализации зарплат. Кроме того, как счи-тают наблюдатели, это могло бы "разгрузить" государство, гарантирующее объем медицинской помощи, выполнить который не может. "На деле эти нормы остаются только декларативными, у государства на это нет средств", — замечает генеральный директор "РОСНО-МС" Владимир Гурдус.
В Координационном совете объединенных работодателей России (КСОРР) недовольны тем, что чиновники не согласились на налоговые льготы работодателям. "Почему они должны платить двойную цену за меди-цинскую страховку?"— задают там риторический вопрос. В пресс-службе председателя КСОРР, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей, члена Российской трехсторонней комиссии по соцвопросам (РТК) Олега Еремеева в беседе с БПИ предположили, что законопроект будет внесен без рассмотрения на РТК. "Мы его не поддержим", — объясняют в КСОРРе.
Между тем, Минэкономразвития пытается внести законопроект, как можно быстрее. Сроки реформы уже сорваны: теперь закон сможет вступить в силу не с 2004 года, как предполагала его Концепция, утвержден-ная правительством, а только с 2005 года, и это — в лучшем случае. Риск того, что президенту будет со-всем нечем похвастаться в области реформы ОМС на выборах, стал максимальным, а задержка реформы — уже фактически реальностью.