Интернет-магазин детских товаров
Разделы
 Главная СтатьиМедицинское страхованиеСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ДЕМПИНГ МОЖЕТ УДАРИТЬ ПО КЛИЕНТАМ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ДЕМПИНГ МОЖЕТ УДАРИТЬ ПО КЛИЕНТАМ

Сумма страховых премий по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) в Петербурге в 2000 году выросла по сравнению с предыдущим годом в два раза. При этом главными потребителями услуг ДМС вместо иностранных фирм, работающих в нашем городе, стали российские компании. Этот процесс происходит на фоне демпинга на петербургском страховом рынке.
Наталья Шумилова, генеральный директор САО «Медэкспресс», считает, что неспециалисту трудно разобраться в тонкостях рынка ДМС.
Алексей Кузнецов, генеральный директор СК «Капитал-Полис», уверен, что компании демпингуют при продаже страховки корпоративным клиентам.
Рост рынка ДМС закономерен — ситуация в страховании зависит в первую очередь от общей экономической ситуации в стране и городе, которая улучшается. Поэтому неудивительно, что западные компании уже не являются главными потребителями услуг ДМС в Петербурге. «В портфеле договоров ДМС нашей компании только 15% составляют заключенные с иностранными предприятиями», — сообщают в САО «Медэкспресс». Это же подтверждает Татьяна Волошина, директор Центра медицинского страхования компании «Русский Мир». По ее словам, все больше отечественных компаний предоставляют своим сотрудникам компенсационный пакет, включающий в себя ДМС. А вот физические лица, по признанию страховщиков, еще не осознали пользы этого вида страхования. Кроме того, многие считают стоимость страховки высокой.
Справка
Цена страхового полиса может колебаться от $20-30 до $1,5-2 тыс. в год. Минимальных сумм хватает только на услуги «скорой помощи». Вместе с амбулаторным и стационарным лечением полис не может стоить дешевле $250 в год.
Конкуренция
Петербургский страховой рынок ДМС сильно монополизирован. На долю 15 крупнейших страховщиков приходится более 85% рынка добровольного страхования. За каждого крупного клиента, желающего прибегнуть к услугам ДМС, идет настоящая ценовая война. Страховым компаниям, чтобы заключить выгодный контракт, приходится ежегодно снижать цены.
«При общем демпинге на страховом рынке в прошлом году медучреждения увеличили цены в среднем на 20%», — говорит генеральный директор СК «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов. Прежде всего компании используют демпинг при продаже страховки корпоративным клиентам. Хотя и без того страховщики предоставляют предприятиям скидки: чем больше коллектив, тем меньше стоимость полиса для отдельного работника. Некоторые участники рынка склонны обвинять в демпинге исключительно московские страховые компании.
Менеджер по маркетингу и рекламе петербургского отделения СК «Ренессанс-страхование» Николай Федоров в свою очередь категорически с этим не согласен: «Наша тарифная политика по услугам ДМС является одной из самых оптимальных среди страховых компаний Петербурга. Поддерживать низкие тарифы для наших клиентов удается благодаря профессиональной работе всего медицинского отдела, а также за счет значительных скидок (до 50%), которые предоставляют нашей компании лечебные учреждения».
По словам начальника управления ДМС СК «Спасские ворота» Александра Антоненко, его компания не придерживается «политики низких цен». Каждый индивидуальный расчет стоимости страхования производится на основании имеющейся в СК статистики по конкретной страховой программе. Это позволяет предлагать клиенту выгодные условия, в том числе и по стоимости ДМС с гарантией полной и своевременной оплаты медицинских услуг.
Естественно, путь регулярного снижения цен при всеобщем подорожании услуг ведет в тупик. Возникает знакомая всем «пирамида», когда деньги на оплату счетов медучреждений берутся из поступившей страховой премии. Маркетолог Татьяна Долинина, имеющая опыт работы в нескольких страховых компаниях, считает, что рано или поздно страховщики столкнутся с выбором: либо приостановить платежи по договорам ДМС, либо использовать резервы, накопленные для других видов страхования. Понятно, что московские компании, у которых объем договоров по Петербургу составляет 5-10% всего страхового портфеля ДМС, могут временно идти на убытки с расчетом на будущую прибыль. Местным же страховщикам приходится приноравливаться к конъюнктуре.
В СК «Медэкспресс» называют еще одну причину сбивания цен — слабое знание этого вида страхования. «Фирма — новичок в ДМС может пользоваться заслуженным авторитетом в других видах страхования, но по демпинговым ценам физически не сможет организовать качественное лечение. Неспециалисту трудно разобраться во всех тонкостях, поэтому ряд организаций, неудовлетворенных качеством обслуживания, ежегодно меняет страховщиков», — говорит генеральный директор «Медэкспресса» Наталья Шумилова.
Выход из тупика
Ценовая война заставляет страховые компании искать выходы. Самые неприятные для клиентов — это урезание лечебных программ и увеличение франшизы (суммы, в пределах которой клиент, несмотря на страховку, платит за лечение сам). Кроме того, расширяются перечни нестраховых случаев, к которым, за редким исключением, почти у всех страховщиков относятся онкологические и венерические заболевания, психические и ряд инфекционных.
Для страховщиков передел сложившегося рынка предпочтительнее завоевания нового. Это обусловлено тем, что фирму трудно уговорить на добровольное медицинское страхование, если она сама не созрела для этого.
Обычно договор по ДМС заключается сроком на год, и компании ежегодно проводят закрытый тендер, при котором страховщики не знают имен конкурентов. Не случайно страховые компании не любят афишировать уже заключенные договоры с новыми клиентами.
Ложка меда
Положительное последствие демпинга в том, что сейчас страховые компании все чаще конкурируют не на уровне базовых цен на услуги (они почти сравнялись), а на уровне разнообразия предлагаемых программ, качестве обслуживания, организации помощи и предоставления скидок.
Директор службы медобеспечения «Русского Мира» Владислав Фотиев уверен: «Тяжело контролировать качество услуг и снижать затраты, не имея собственного медицинского центра и «скорой помощи». Мы это создали и получили преимущество, в том числе и в цене».
Директор по страхованию СК «Авеста» Игорь Алдабаев говорит, что его компания начинала работу на рынке ДМС с коллективного медстрахования. Лишь накопив опыт и создав систему обслуживания застрахованных, «Авеста» занялась индивидуальным ДМС. По словам Игоря Алдабаева, «фирменный стиль» компании базируется на индивидуальности (предоставляются услуги личного врача, клиента бесплатно осматривает врач-эксперт и т. п.), гарантиях качества («Авеста» совместно с ЦМСЧ-122 создала собственную службу «Ассистанс-122»), экстренности (действует своя скорая медицинская помощь — «Ассистанс-экспресс»), доступности (так, программа помощи в чрезвычайных ситуациях «Мой талисман» стоит около $30 в год).
Единство и борьба противоположностей
Страховые компании и медицинские учреждения испытывают обоюдное влияние и находятся в непростых отношениях. СК отстаивают свои экономические интересы и защищают права клиентов. Медицинские учреждения блюдут собственную экономическую выгоду и заинтересованы в большем потоке пациентов. Они также стремятся избежать рекламаций со стороны пациентов и следующих за этим штрафных санкций со стороны СК.
Однако между страховыми компаниями и медицинскими учреждениями есть и противоречие. Лежит оно в сфере ценообразования. Медицинские учреждения сильнее подвержены влиянию инфляционных процессов и стремятся оперативнее повышать расценки на свои услуги. Страховые компании, получая страховые взносы в виде предоплаты, напротив, не заинтересованы в росте тарифов. Единственный способ разрешения этого противоречия — переговоры.
Что будет с демпингом?
Очевидно, что страховщикам падение цен не выгодно, и в определенный момент оно остановится. Более того, Северо-Западный региональный центр СК «РЕСО-Гарантия» рассматривает вариант поднятия базовых расценок.
В целом ситуация такова, что Татьяна Долинина не исключает наихудший вариант развития событий: демпингующий страховщик, обескровленный крупными страховыми выплатами, перестанет перечислять деньги медучреждению. Соответственно лечебная организация разорвет договор, клиенты окажутся обманутыми, и всему рынку ДМС будет нанесен урон.
Золотая середина
По мнению многих медиков, пациенты как по линии ОМС, так и по линии ДМС должны быть всегда обеспечены необходимым минимумом медикаментозной и терапевтической помощи, а разница может выражаться только в качестве сервиса и комфорта. Страховщики в принципе против этого не возражают и полагают, что для оптимального медицинского обслуживания конкретного клиента необходимо объединить финансовые потоки по линиям ДМС и ОМС. Это позволило бы СК наладить реально работающий механизм ступенчатого финансирования, а клиенту экономить деньги, получая услуги высокого качества за меньшую цену.

Амбулаторное обслуживание, корпоративные клиенты 5000 руб. — взнос 1600 руб. 5000 руб. — взнос 1200 руб.
Стационарное обслуживание, физические лица 50000 руб. — взнос 3000 руб. 50000 руб. — взнос 3000 руб.
Стационарное обслуживание, корпоративные клиенты 50000 руб. — взнос 2600 руб. 50000 руб. — взнос 2150 руб.

Комментарии:

Добавить комментарии
Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий

добавить фотографию

Предыдущие статьи:
© Akusherstvo.ru 2003-2025 - Интернет-магазин детских товаров