ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОМС — НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РЕГИОНОВ
Здоровье населения — важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей. И это положение особо подчеркивается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Система обязательного медицинского страхования сегодня играет ключевую роль в решении этой задачи. Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» от 11 сентября 1998 года № 1096 и последующими его редакциями финансовое обеспечение основного объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению (а это более 80%) возложено на фонды ОМС.
Данным положением предопределились основные задачи деятельности Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2001 году, направленные, прежде всего, на обеспечение реализации государственной политики в сфере ОМС граждан на всей территории Российской Федерации.
В 2001 году, в связи с введением второй части Налогового кодекса Российской Федерации, система ОМС начала функционировать в условиях единого социального налога. С января 2001 года функция сбора средств на обязательное медицинское страхование работающих граждан возложена на налоговые органы Российской Федерации, а обязанность уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, как и прежде, закреплена за органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Полнота поступлений этих средств и определяет финансовую устойчивость системы ОМС, которая является основой стабильного финансового обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
За истекшие 9 лет система ОМС принесла здравоохранению нашей страны дополнительно к бюджетным ассигнованиям более 300 млрд рублей. Только за 2001 год в систему ОМС поступило 81,4 млрд рублей, что на 16,5% больше, чем в 2000 году, и 95,1% из них было направлено на финансирование территориальных программ государственных гарантий и отдельных мероприятий по здравоохранению.
Именно эти средства являются основным источником финансирования деятельности 68,6% лечебно-профилактических учреждений страны, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в которых получили медицинскую помощь порядка 78% общего числа пролеченных больных.
Если говорить о структуре поступлений, то, по оперативным данным, за 2001 год от работодателей на счета фондов ОМС из средств единого социального налога и налога на вмененный доход поступило 53,3 млрд рублей, что несколько выше годового планового задания, утвержденного в соответствующих бюджетах территориальных фондов. Прирост их, по сравнению с прошлым годом, составил 12%.
Значительно (на 34,6%) возросли поступления на обязательное медицинское страхование неработающего населения — 24,1 млрд рублей. Однако это только 1/3 часть от расчетной потребности, которая составляет 76,0 млрд рублей, ведь неработающее население составляет порядка 60% от общей численности населения Российской Федерации.
В силу неравномерности социально-экономического развития отмечается значительная дифференциация финансового обеспечения населения в субъектах Российской Федерации средствами обязательного медицинского страхования.
Так, в 2001 году максимальный показатель обеспеченности населения средствами системы ОМС превышал минимальный в 14 раз. Самый высокий показатель отмечался в Ямало-Ненецком автономном округе — 2485 рублей в расчете на одного жителя в год, самый низкий — 177 рублей — в Республике Мордовия.
Несмотря на отмеченные проблемы, расходы территориальных фондов на финансирование программ ОМС ежегодно возрастают, соответственно снижая расходы на отдельные мероприятия по здравоохранению, которые нарушают основной принцип ОМС — «деньги следуют за пациентом».
С целью выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС и обеспечения равной доступности гражданам медицинской помощи на территории Российской Федерации Федеральным фондом ОМС в течение 2001 года в субъекты Российской Федерации направлено свыше 3,5 млрд рублей в виде субвенций.
Помимо этого, оказана финансовая помощь 16 учреждениям здравоохранения федерального подчинения на общую сумму 350,8 млн рублей для укрепления их материально-технической базы и лекарственного обеспечения, включая централизованную закупку онкогематологических препаратов для детей на сумму 220,0 млн рублей.
Я не ошибусь, если скажу, что ОМС в определенной степени явилось формой социальной защиты для медицинских работников, так как гарантирует постоянство выплаты заработной платы.
Так, по сравнению с прошлым годом расходы на оплату труда работникам в лечебно-профилактических учреждениях возросли в среднем на 7% и составили 53,4%.
Более 25% средств ОМС, поступающих в лечебно-профилактические учреждения, расходуются на медикаменты. Обеспечение лекарственной помощью является одной из основных социальных гарантий, предоставляемых пациенту в системе обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области здравоохранения и выполнения Программы госгарантий введена практика заключения и реализации трехсторонних Соглашений «О взаимодействии между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом ОМС и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам обеспечения населения медицинской помощью». В настоящее время такие Соглашения заключены 34 субъектами Российской Федерации. И, я полагаю, эти территории убедились в необходимости и эффективности такой формы работы в целях решения задач по обеспечению доступности медицинской помощью и реформированию сети учреждений здравоохранения.
Один из важнейших аспектов деятельности системы ОМС — организация защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Защита интересов граждан в системе ОМС осуществляется территориальными фондами ОМС, а также страховыми медицинскими организациями. На сегодняшний день организована работа с обращениями граждан; сформирована и развивается система вневедомственного контроля качества медицинской помощи; осуществляется досудебная и судебная практика защиты прав граждан, предусмотренных действующим законодательством; проводится работа по предъявлению регрессных исков для возмещения затрат за медицинскую помощь, оказанную лицам, пострадавшим в результате противоправных действий юридических и физических лиц.
В 1997-2001 годах в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их филиалы и страховые медицинские организации от граждан поступило около 4 млн обращений по различным аспектам защиты их прав.
Ежегодно возрастает сумма возмещенного ущерба по искам, удовлетворенным в судебном порядке.
Нельзя недооценивать и значение проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. По сути мы разделили функции оказания медицинской помощи и функции ее оценки между субъектами, привлекая к защите интересов пациентов профессионально подготовленных высококвалифицированных специалистов.
Важнейшим разделом работы Федерального фонда является организация контрольно-ревизионной деятельности в системе ОМС. В 2001 году КРУ Федерального фонда проверена деятельность 19 территориальных фондов ОМС. Кроме того, проанализированы материалы 78 проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, органами прокуратуры, КРУ Минфина и другими контролирующими органами. Основные нарушения установлены следующие:
— частичное несоответствие нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию федеральному законодательству;
— ненадлежащее исполнение органами исполнительной власти и местного самоуправления обязательств по уплате взносов на ОМС неработающего населения;
— несоответствие территориальных программ субъектов федерации базовой программе ОМС по объемам и видам медицинской помощи;
— нецелевое использование средств ОМС, в том числе лечебными учреждениями.
Хотел бы особо подчеркнуть, что при проведении проверок не выявлено нарушений, служащих основанием для возбуждения уголовных дел.
В настоящее время центральной проблемой системы обязательного медицинского страхования является неисполнение обязательств плательщиков по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), что приводит к постоянному увеличению их задолженности перед фондами ОМС. На сегодняшний день эта задолженность достигла просто угрожающих размеров и составляет около 20 млрд рублей.
Такое положение дел на местах осложняет выполнение Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.
В то же время, по отчетным данным Минфина России, складывается ситуация, что темпы прироста консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации значительно превышают темпы прироста бюджетов здравоохранения.
Если в 2001 году по сравнению с 1998 годом бюджеты субъектов Российской Федерации возросли в 4 раза, то рост бюджетов здравоохранения составил только 2,7 раза. При этом страховые взносы на ОМС неработающих граждан хотя и выросли, но доля их в структуре бюджетов даже снизилась. Если в 1998 году она составляла 2,2% в среднем по Российской Федерации, то в 2001 году — только 1,9%.
В этих условиях в 2001 году Правительством Российской Федерации принято решение о проведении реструктуризации задолженности плательщиков взносов на страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, что оформлено соответствующим постановлением. Данный документ дает реальную возможность привлечь недополученные средства на ОМС неработающего населения. Постановление направлено на укрепление платежной дисциплины органов исполнительной власти и местного самоуправления и, главное, — создает необходимые условия для одновременного погашения сложившейся задолженности и внесения текущих страховых взносов в фонды ОМС. Сейчас в регионах начата работа по реализации этого важного правительственного документа. Однако в одних территориях она ведется недостаточно интенсивно, а в таких, как Хабаровский край и Пермская область — не ведется вообще. В этих субъектах Федерации органы исполнительной власти вместо уплаты страховых взносов на неработающее население и страховое финансирование объемов медицинской помощи перечисляют деньги на текущее содержание затратной сети медицинских учреждений.
Безусловно, обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи с финансовыми возможностями государства — задача, требующая скорейшего решения.
Так, по расчетным данным на 2001 год минимальная потребность в финансировании Программы государственных гарантий Российской Федерации в целом составляла 196,8 млрд рублей. Фактически же за истекший год в систему здравоохранения субъектов Российской Федерации поступило 217,0 млрд руб., т.е. на 20,2 млрд руб. больше минимально-расчетной потребности. Однако структурные диспропорции между средствами бюджета здравоохранения и средствами ОМС при финансировании Программы не преодолены. По факту за 2001 год по бюджетным источникам выявился значительный профицит, а по средствам ОМС — дефицит.
Основываясь на вышесказанном, на слайде представлены основные задачи, которые должна решить система обязательного медицинского на данном этапе, в 2002 году.
Однако в качестве основной приоритетной задачи, определенной Посланием Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, а также Планом действий Правительства Российской Федерации на 2002 год следует считать формирование системы обязательного медико-социального страхования.
Что сделано в этом направлении?
После одобрения Правительством Российской Федерации Концепции формирования системы обязательного медико-социального страхования началась активная работа над проектами федеральных законов «Об обязательном медико-социальном страховании в Российской Федерации» и «О Федеральном фонде обязательного медико-социального страхования». Ответственным за разработку проектов федеральных законов Правительство Российской Федерации определило Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
В адрес ФОМС всего было направлено 12 вариантов законопроектов, к которым подготовлены предложения и замечания. В обсуждении проектов законов приняли участие 43 субъекта Российской Федерации.
На наш взгляд, организация объединенной системы медико-социального страхования будет способствовать повышению эффективности использования средств в отрасли. А новая идеологическая и концептуальная основа объединенной системы медико-социального страхования позволит решить проблему финансирования Программы государственных гарантий, повысить финансовые возможности Федерального фонда по выравниванию условий финансирования программ медико-социального страхования.
Опыт реализации государственной политики по обязательному медицинскому страхованию убедительно показал, что эффективность ее реализации на всех этапах во многом определялась тщательной проработкой основных нормативных актов. Нужно с особым вниманием отнестись к этому при формировании объединенной системы. Развитие ОМСС должно прогнозироваться с учетом предыдущего опыта.