Представьте себе ситуацию: пациента привозят "по скорой" в больницу, врач осматривает боль-ного и делает заключение — нужна операция. Но сделать ее можно только в том случае, если пациент оплатит стоимость лекарств, необходи-мых для операции, которых в данный момент в больнице нет. Как поступит в таком случае пациент? Когда речь идет о здоровье, люди, как правило, не скупятся на расходы.
Но немногие знают, что практика оказания платных услуг в лечебном учреждении не всегда бывает законной и потраченные на лечение деньги вполне можно вернуть.
Человеку нужно усвоить, за какие медицинские услуги нужно платить, а за какие — нет, — такую рекомендацию дает директор ТТФОМС Евгений Ко-пасов. — В рамках программы обязательного медицинского страхования все услуги оказываются бесплатно. Но люди не всегда знают, что входит в перечень таких услуг, а что — нет. Решить эту проблему довольно просто. Если с пациента в ЛПУ потребовали плату, то он может поступить так: прежде чем платить, надо обратиться в представи-тельство страховой компании при ЛПУ или непо-средственно в страховую компанию и уточнить, яв-ляется ли услуга платной. Возможен и другой ва-риант: можно заплатить за услугу или лекарства, а потом обратиться в страховую компанию с заявле-нием о компенсации затрат. Страховая компания проведет экспертизу, и если выяснится, что деньги были взяты необоснованно, то их вернут, при этом удержав эту сумму из текущего финансирования ЛПУ.
Итак, какие же документы должен иметь человек для того, чтобы без особых проблем вернуть потраченные деньги? В первую очередь, конечно, то-варный и кассовый чеки, подтверждающие факт оплаты. Причем в товарном чеке должны быть про-писаны название, цена, количество и форма выпус-ка лекарства. Кроме того, оформленный по всем правилам договор на оказание медицинской услуги. В общем, традиционный набор документов, кото-рый должен быть при легально оказанной услуге. Но, чего греха таить, в повседневной жизни не ред-кость случаи, когда пациент оплачивает ту или иную медицинскую манипуляцию без подтвер-ждающих документов, проще говоря — "вчерную".
— Подобные ситуации страховыми компаниями не рассматриваются, а деньги, израсходованные та-ким образом, не возмещаются, — комментирует Копасов.
О том, какой популярностью пользуется такая форма возврата денег, говорит статистика обра-щений в страховые компании: из 1400 жалоб, кото-рые поступили в ФОМС и в страховые организации города по поводу неправомерного взимания средств, обоснованными оказались 908. За первое полугодие по этим претензиям пациентам было выплачено 184 тысячи рублей.
Можно понять людей, которые, не владея специ-альными циркулярами, порой не знают, за что нуж-но платить, а за что — нет. Но почему со стороны ЛПУ наблюдается такая практика? Ведь их специа-листы как никто другой должны владеть законода-тельством и четко представлять себе объем бес-платных услуг, предоставляемых в рамках про-граммы обязательного медицинского страхования. Не всегда речь идет о том, что ЛПУ стремится схитрить и вытянуть из пациента лишние деньги. Бывают ситуации, когда на момент той или иной медицинской манипуляции (например, операции) в больнице просто нет необходимых для этого ле-карств. В этом случае, чтобы не срывать процесс лечения, человека просят их купить, при этом со-общая о существующем порядке возврата денег через страховую компанию. Кстати говоря, страхо-вые компании обязывают ЛПУ разместить инфор-мацию об этом на видном месте.
И все-таки люди обращаются в страховые компа-нии за возмещением денег не всегда.
И напрасно. Вот только несколько случаев, когда пациентам удалось вернуть свои деньги. Томич средних лет проходил курс лечения по поводу бо-лезни крови в ОКБ и время от времени приобретал необходимые для этого лекарства. После обраще-ния в страховую компанию ему было возвращено 10322 рубля. В Асиновскую центральную районную больницу поступила девушка в тяжелом состоянии. Врачи боролись за ее жизнь, но, к сожалению, спа-сти ее не удалось. Естественно, что для срочных реанимационных мероприятий нужны были самые разные препараты. Их стоимость — 8397 рублей — впоследствии была возвращена родителям девуш-ки. Молодой пациентке, лечившейся от гепатита С, возвращено 46 тысяч рублей. Томичу, попавшему в больницу "по скорой", потребовалась операция, на которую пришлось потратить 2510 рублей. Деньги ему тоже возвращены.
— Хочется обратить внимание томичей на тот факт, что все медицинские услуги, оказываемой по "скорой помощи", бесплатные, исключая, пожалуй, только такую дорогостоящую услугу, как томогра-фия головного мозга, — поясняет заместитель ди-ректора СК "Стоик-Мед" Лариса Няшина. — К со-жалению, случаются ситуации, когда в лечебных учреждениях пытаются в таких экстренных случаях заставить пациента заплатить. Поэтому люди должны иметь в виду, что они вправе рассчитывать на возврат своих денег. Настоятельно рекомендую всем в подобных случаях обращаться в страховую компанию за консультацией.