Интернет-магазин детских товаров
Разделы
 Главная СтатьиМедицинское страхованиеКЛЯТВЕ ГИППОКРАТА ВЕРНЫ. ЕСЛИ ЗАПЛАТЯТ...

КЛЯТВЕ ГИППОКРАТА ВЕРНЫ. ЕСЛИ ЗАПЛАТЯТ...

Взяться за перо заставил один вопрос, все чаще повторяющийся в письмах читателей: "Есть ли у нас в стране бесплатная медицина?" А действительно, есть? В поисках ответа на этот, казалось бы, простой вопрос пришлось рыться в архивах, опрашивать юристов, ученых-правоведов, чиновников, бизнесменов. Каково же было мое разочарование, когда оказалось, что их представления о медицинском обслуживании так далеки от жизни...
***
"Я отдала производству более 50 лет, а пенсию заработала 830 рублей. Муж давно умер, детей нет, — пишет Алевтина Ивановна Мельникова из Твери. — После тяжелого инфаркта мне присвоили инвалидность. Вот пришлось опять лечь в нашу городскую больницу. Как водится, с собой взяла простыню, наволочку, пододеяльник. Ладно бы только это, но ведь и многие лекарства, находясь в стационаре, я сама (как и другие) должна была покупать — коринфар, пенталгин, рибоксин... В больнице нет даже шприцев, которые стоят-то всего 1 рубль 25 копеек. Покупала и шприц большого объема для забора крови из вены для анализов — за 3 рубля 76 копеек. Всего истратила около 500 рублей — для меня непомерные расходы. А вышла из больницы — опять надо приобретать в аптеке жизненно важные для меня медикаменты за свои деньги. Льготные лекарства перестали выдавать с конца апреля. В месяц на их приобретение уходит 200-250 рублей. Денег на элементарное выживание катастрофически не хватает. Вещей себе уже много лет не покупаю (только перед госпитализацией разорилась на халатик), даже на еду не всегда могу наскрести. Если бы не помощь зятя моей сестры — пропала бы совсем. Что же делают с нами, стариками, в России?.."
Камень преткновения
Под таким письмом могли бы подписаться тысячи россиян. Их беды схожи как две капли воды. Всеми правдами и неправдами людей вынуждают платить за медицинскую помощь. Но почему? На руках у каждого из нас полис обязательного медицинского страхования, гарантирующий бесплатное лечение в любом государственном или медицинском учреждении. В конце концов, никто не отменял и 41-ю статью Конституции, гарантирующую бесплатную медицинскую помощь всем без исключения гражданам России. Кроме того, каждый из нас теперь может получить своего рода компенсацию за потраченные им средства на дорогостоящее лечение и лекарства в виде так называемого социального налогового вычета в размере не более 25 тысяч рублей в год при уплате за услуги по лечению его самого и его семьи.
Так почему же отстаивание своих законных прав зачастую кончается для больных нервными срывами, а то и инфарктами, инсультами. На каком основании с нищих дерут три шкуры за то, что и так гарантировано им государством бесплатно? На вполне законном основании, утвержденном постановлением правительства № 27 от 13 января 1996 года "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями". И рядовому пациенту, будь он хоть трижды юрист, практически невозможно доказать, что таких понятий, как "основные" и "дополнительные" медицинские услуги, в российском законодательстве вообще нет. Но есть же Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, где черным по белому написано, что такая помощь оказывается при всех болезнях всем без исключения. На самом деле трансплантация почки, например, делается только за деньги, так же, как и другие жизненно важные операции. А можно ли считать дополнительной такую медицинскую услугу, как выхаживание недоношенного ребенка — а ведь за это тоже берут деньги, и немалые.
Вот и получается, что граждане платят дважды: кроме налогов еще и за услуги в больницах и поликлиниках — что в кассу, а что напрямую лечащему врачу. Это еще раз подтверждают исследования Независимого института социальной политики. Его ученые никого не принуждали к ответам, не ставили цели кого-то в чем-то уличить и отдать на растерзание налоговой полиции. Они просто-напросто побеседовали с медиками, изъявившими желание поделиться самым наболевшим.
Взятка во спасение
Представьте, таких нашлось немало. Все опрошенные оказались на редкость откровенными. Они не стали отрицать, что все, кому предлагают деньги, принимают их. Врачи говорили ученым, что объем взяток зависит от типа медучреждения, его отделений и, естественно, уровня квалификации врачей. Районные больницы многие из них называли "местом ссылки". Ведь здесь основные пациенты — сельские жители. Что с них возьмешь: по мешку картошки да куску сала? Городскую поликлинику или амбулаторию тоже хлебным местом уже никто не считает. Там можно дождаться вознаграждения разве что от тех, кому нужна справка. Зато в стационаре, особенно если это крупная многопрофильная больница, никто из медиков не бедствует. С пациента сдерут три шкуры, да еще приглядятся к четвертой и пятой. Здесь больше других везет хирургам, нейрохирургам, лечащим врачам отделений сосудистой хирургии, гинекологам, проктологам, урологам, венерологам. Кроме того, двукратную, а то и больше, прибавку к зарплате имеют те, кто обеспечивает уход за тяжелыми, лежачими больными...
Выслушав медицинских работников, исследователи задались закономерным вопросом: "Почему пациенты платят медработникам в руки, а не в кассу?" Оказалось, что медперсонал слабо ощущает платежи в кассу на своем кармане. Непосредственно тем, кто услугу оказал, достается 10 — максимум 20 процентов от ее стоимости. А по деньгам у нас и внимание. Так зачем же платить в кассу как в черную дыру, если за эту же сумму лично в руки тебя пролечат от души, так, как положено. К тому же частенько запрашиваемая врачом сумма оказывается ниже той, что указана в прейскуранте. В результате этого компромисса в обследованных поликлиниках Саратова и Ярославля, например, доля пациентов, заплативших в кассу, составляет... один процент.
Не будем гадать, насколько объективно такое исследование. Я знаю врачей, которые взяток не берут и кое-как перебиваются на мизерную зарплату. Но в то же время разве опрос не отражает саму суть порочной системы здравоохранения, сложившейся не за годы, за десятилетия? Что же получается? Присосавшиеся к клиенту медики не бедствуют и не выступают в защиту своих прав. Чем их больше, тем лучше. Кому? Чиновникам. Тогда вроде бы и нет нужды беспокоиться о благополучии медперсонала. К тому же со взяток можно и самим покормиться...
О такой порочной системе, сложившейся в здравоохранении, говорил Президент в своем Послании Федеральному Собранию РФ: "В абсолютном большинстве регионов эта программа (бесплатной медицинской помощи. — Ю.С.) не обеспечивается государственными средствами. Дефицит средств по этой программе — 30-40 процентов от потребности, и он покрывается — давайте прямо и честно об этом скажем — вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг... у нас сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости. Задача этого года — создать законодательную базу для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи. Это нужно делать в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования". Год спустя глава государства констатировал: эта задача не выполнена. Что же мешает?
"Дело в том, что мы сегодня имеем целую цепь законодательных актов, которые словно ставят целью ущемить права граждан на бесплатное получение медицинской помощи, — полагает член международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург" Михаил Фуркалюк. — Если мы посмотрим программу государственных гарантий в сфере здравоохранения, то обнаружим там практически все существующие заболевания, лечение которых должно быть вроде бы бесплатным. Однако при этом лечении обязательно используется ряд процедур, которые Минздрав относит уже к категории дополнительных услуг (например, УЗИ), и это позволяет медикам официально взимать с пациентов плату".
Деньги выделяют, и они... исчезают
Но отчего же тогда, спрашивается, большинство наших лечебниц задыхается от безденежья? Отчего средства, которые должны поступать из бюджетов местных органов на неработающее население, до него просто-напросто не доходят? Казалось бы, есть Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", который обязал органы исполнительной власти субъектов Федерации перечислять страховые взносы на полис пенсионеров, детей, инвалидов, тех, кто временно не работает, за счет бюджетных средств. Минфин все просчитал: этих средств должно хватать для бесплатного лечения и профилактики. Но их катастрофически не хватает. Не могут же и впрямь огромные деньги затеряться как иголка в стогу сена, не оставив следа.
Счетная палата каждый год проверяет Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. И из года в год делает неутешительные выводы: местные администрации откровенно игнорируют закон. Задолженность по перечислению ими взносов оценивается в десятки миллиардов рублей. И это при том, что в общей структуре бюджетов субъектов РФ расходы на ОМС неработающих граждан составляют ничтожно малую долю — в среднем по стране 1, 7 процента! Это одна из причин безрадостной картины и в поликлиниках, и в больницах, где нередко царит произвол и сформировалась скрытая, но почти уже узаконенная система взимания платы с граждан за то, что должно предоставляться бесплатно. Из года в год не жалуют здравоохранение власти Владимирской, Кировской, Свердловской, Читинской, Магаданской, Ульяновской областей, Республики Марий Эл. В семи регионах, по данным Счетной палаты, страховые взносы вообще смехотворны — всего 10 рублей в год на одного неработающего.
Порой дело доходит до абсурда, когда местные администрации умудряются платить страховые взносы чем угодно, только не деньгами. В Воронежской и Белгородской областях вместо них выдаются ценные бумаги. В Хабаровском крае и Челябинской области по ним проводятся взаимозачеты. А в Республике Бурятия, Ивановской, Калужской областях и Хабаровском крае идет прямое перечисление сумм в медицинские учреждения, минуя счета территориальных фондов ОМС. Причем все это делается на основании постановлений, инструкций и других правовых актов, которые принимают местные власти, несмотря на их явное противоречие с федеральным законодательством.
Как же правительство отреагировало на эти вопиющие факты? Вышло постановление о реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование, которое, как полагают в Минфине, должно вернуть недополученные средства. Если же кто-то из руководителей на местах затянет с уплатой, то невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается уже с начислением пени, Только вот решит ли это постановление главную проблему? Вернет ли людям их право на бесплатное медицинское обслуживание? В Минэкономразвития полагают, что этого явно недостаточно, и предлагают пойти еще дальше — внести изменения и дополнения в Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Смысл этих новаций в том, чтобы собрать все деньги, направляемые на обязательное медицинское страхование, в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. А уж потом распределять их по регионам. Только и всего?
Не в Европе живем
Ни для кого не секрет, что сегодня в фонд поступают лишь жалкие крохи (5, 5 процента) собранных в рамках единого социального налога средств, а основные денежные потоки вливаются в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. И это оправдано, потому что именно они осуществляют платежи на своей территории. Авторы концепции предлагают деньги на медицину отправлять сначала в Центр, а потом делить по регионам. Не возродит ли такая новация вязкую чиновно-бюрократическую систему со всеми ее печально известными последствиями?
Но министерство почему-то защищает именно такой вариант. Чиновники пытаются доказать, что предлагаемая ими мера позволит "за счет избытка средств в целом в системе страхования обеспечить выравнивание финансирования по регионам". А вот откуда возьмется избыток этих самых средств, если их сегодня остро не хватает, в концепции не говорится ни слова.
Не очень понятно и другое предложение Минэкономразвития — доплачивать страховщикам девять миллиардов рублей из федерального бюджета за неработающее население в дотационных регионах. Но почему девять, а не 76 миллиардов, о которых еще год назад говорил первый заместитель министра Михаил Дмитриев. На каком основании сумму урезали в восемь раз? Неужели ситуация в здравоохранении резко улучшилась? Люди стали меньше болеть? Больницы разбогатели? На эти вопросы документ не отвечает: необходимых финансово-экономических расчетов в нем нет. В основном общие рассуждения.
Нельзя не сказать и о том, что вопросы финансирования здравоохранения постоянно обсуждаются на трехсторонней комиссии, в которую входят представители государства, работодателей и профсоюзов. Так вот, комиссия готова обнародовать довольно неожиданные предложения. Их суть в том, чтобы заставить россиян платить дополнительные взносы в фонды обязательного медицинского страхования как в Европе. С такими предложениями можно было бы согласиться, если бы большинство россиян у нас жили по западным меркам. Но это вовсе не значит, что от реформ здравоохранения надо отказаться. Наоборот, дальнейшее промедление с реформами в нашем тяжелобольном здравоохранении может иметь чрезвычайно негативные последствия для граждан, для страны. Речь идет о здоровье, о жизни людей — что может быть важнее? Помимо всего это еще и вопрос нашей национальной безопасности.

Комментарии:

Добавить комментарии
Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий

добавить фотографию

Предыдущие статьи:
© Akusherstvo.ru 2003-2025 - Интернет-магазин детских товаров