ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОМС НА 2002 ГОД
4 февраля 2002 года состоялось первое в этом году заседание правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Правление, под председательством министра здравоохранения Российской Федерации Ю.Л.Шевченко, рассмотрело и утвердило план основных направлений деятельности Федерального фонда ОМС на 2002 год.
Федеральным фондом ОМС основное внимание будет уделяться дальнейшему совершенствованию законотворческой деятельности и правовому обеспечению системы ОМС. Учитывая задачу, поставленную Правительством Российской Федерации, в плане основных направлений работы Федерального фонда ОМС в текущем году особое место отведено мероприятиям по введению в стране медико-социального страхования. Федеральный фонд ОМС в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации примет участие в дальнейшей проработке федеральных законопроектов: "Об обязательном медико-социальном страховании в Российской Федерации", "О Федеральном фонде обязательного медико-социального страхования", а также в работе Межведомственной рабочей группы по формированию системы обязательного медико-социального страхования. В трехмесячный срок после принятия федерального закона об обязательном медико-социальном страховании намечено участие ФОМС в разработке предложений по реорганизации Федерального фонда ОМС, Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальных фондов ОМС и региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации.
Важным направлением в деятельности ФОМС в 2002 году по-прежнему остается поддержание стабильного уровня сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Задолженность плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения продолжает увеличиваться. По состоянию на 01.10.2001 г. (до начала нашей работы по реструктуризации задолженности данных плательщиков) мы имели данные о том, что задолженность органов исполнительной власти и местного самоуправления на обязательное медицинское страхование неработающего населения составила 19,7 млрд рублей, в том числе по пеням и штрафам 5,3 млрд рублей, что на 14% или на 2,5 млрд рублей выше по отношению к началу года (для сравнения: задолженность на 01.01.2001 г. — 17,2 млрд руб., на 01.07.2001 г — 18,7 млрд руб.). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 г. № 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 г." и соответствующим приказом ФОМС № 52 в субъектах РФ территориальными фондами ОМС с октября прошлого года уже проделана определенная работа. По ее итогам четко было установлено, что практически все органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при утверждении своих бюджетов устанавливают страховые взносы в размере, не позволяющем обеспечить выполнение программ обязательного медицинского страхования и деятельность медицинских учреждений (См. табл.). Это является грубым нарушением статьи 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Также в нарушение этой статьи во многих субъектах Российской Федерации при формировании бюджетов территорий не предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти. Кроме того, по предварительным данным проверок Территориальными фондами ОМС полноты уплаты плательщиками страховых взносов на ОМС неработающего населения, стало очевидным, что фактические показатели задолженности местных органов исполнительной власти оказались гораздо большими по сравнению с теми, которыми располагал Федеральный фонд ОМС даже еще на начало этого года, и которые приводились выше (19,7 млрд руб.). С учетом полученных нами результатов проверок было выявлено, что реальная задолженность этой категории плательщиков составляет 27,4 млрд руб., в том числе пени — 13 млрд руб.
В связи с важностью проблемы в 2002 году ФОМС намерен осуществлять организационно-методическую помощь территориальным фондам ОМС по вопросам уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения и проведению реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 г. № 624. ФОМС будет постоянно контролировать реализацию данного постановления правительства в субъектах Российской Федерации.
Федеральным фондом ОМС совместно с Министерством РФ по налогам и сборам будет проводиться работа по обеспечению оптимальных условий деятельности по сбору единого социального налога (взноса), в том числе по контролю за полным и своевременным поступлением средств единого социального налога в фонды ОМС. Необходимо отметить, что введение единого социального налога не снизило роль фондов ОМС в финансировании учреждений здравоохранения. Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" финансовое обеспечение ее основного объема возложено на фонды ОМС. Следовательно, сохранение стабильного уровня финансирования медицинских учреждений остается первостепенной задачей обязательного медицинского страхования.
В этой связи найдет свое продолжение работа по заключению Соглашения о взаимодействии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и ФОМС по вопросу обеспечения фондов ОМС информацией об уплате плательщиками единого социального налога.
Кроме того, среди приоритетных направлений совместной работы ФОМС с Министерством здравоохранения Российской Федерации прежде всего остается деятельность по реализации Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и разработку к ней соответствующих методических рекомендаций. Будет продолжена работа по подготовке и заключению трехсторонних соглашений по взаимодействию между Минздравом России, Федеральным фондом ОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения населения медицинской помощью. С учетом накопленного в Федеральном фонде ОМС трехлетнего опыта практики реализации трехсторонних соглашений, необходимо решать задачу по повышению эффективности их исполнения и реального выполнения основных положений данного документа. Так, в 2001 году дефицит финансовых средств по обеспечению территориальных программ государственных гарантий в среднем по России составил порядка 30% к расчетной потребности. Поэтому, ставя сегодня важную цель — полную и повсеместную реализацию территориальных программ государственных гарантий, — необходимо уходить от декларативного содержания трехсторонних соглашений и добиваться их полной практической реализации в регионах. Обеспечение доступности и качества гарантируемых объемов медицинской помощи должно осуществляться путем выравнивания условий ее финансирования с использованием средств как регионального, так и федерального уровня. В 2002 году практика подписания и анализа реализации трехсторонних соглашений будет являться одним из основных направлений нашей деятельности.
В текущем году будет продолжена работа по вопросам создания и развития системы стандартизации в здравоохранении, по совершенствованию системы защиты прав пациентов, а также по формированию единой статистической и информационно-аналитической системы на базе современных компьютерных, технологических средств связи и программного обеспечения.
Будет продолжена работа с Минздравом России по выработке единого подхода к формированию информации о деятельности медицинских учреждений по формам федерального государственного статистического наблюдения № 30 и № 47, в том числе функционирующих в системе ОМС.
Традиционно, в соответствии с Уставными функциями, важнейшим направлением деятельности ФОМС в 2002 году остается обеспечение устойчивости системы ОМС путем оказания финансовой помощи территориальным фондам ОМС по выравниванию условий финансирования территориальных программ ОМС. В соответствии с утвержденным бюджетом ФОМС на 2002 год средства, которые будут направлены на эти цели через механизм субвенций, составят сумму в размере 3,4 млрд рублей.
На исполнение федеральных целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию учреждения здравоохранения федерального подчинения планируется профинансировать на общую сумму 467,1 млн рублей.
В Федеральном фонде ОМС прогнозируется, что до конца текущего года возможно превышение исполнения доходной части бюджета ФОМС. Все дополнительно поступившие средства будут направлены на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС и выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в план работы ФОМС включены также основные положения, направленные на выполнение всех задач Федерального фонда ОМС, определенные Уставом.
В течение года постоянно будет проводиться анализ деятельности системы ОМС и осуществляться оказание организационно-методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти, территориальным фондам ОМС в реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", подготовке и переходу к медико-социальному страхованию.
В целях сохранения финансовой устойчивости системы ОМС Федеральный фонд ОМС планирует обеспечивать контроль за исполнением бюджетов территориальных фондов ОМС в 2002 году, а также за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования участниками системы ОМС. В связи с этим значительное место в работе Федерального фонда ОМС будет отведено осуществлению контроля за исполнением Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в соответствии с Комплексным планом проверок учреждений и организаций, использующих средства обязательного медицинского страхования на 2002 год.
Важное место в плане ФОМС отводится работе по подготовке и переподготовке кадров для системы ОМС, с одновременным анализом качества этой работы.
В целом отмечу, что за прошедшие 9 лет система обязательного медицинского страхования позволила обеспечить стабильность финансирования здравоохранения. За это время в здравоохранение дополнительно было направлено около 300 млрд рублей. В то же время, опыт всего периода становления и развития системы ОМС показал, что успешная реализация государственной политики в этой области будет напрямую зависеть от дальнейшего развития законодательной и нормативной базы.
В связи с этим, в 2002 году деятельность Федерального фонда ОМС должна быть направлена на успешную реализацию, в первую очередь, тех задач, которые будут поставлены перед здравоохранением в целом в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Фактический размер страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2001 году составил менее 100 рублей на одного неработающего жителя в 17 субъектах Российской Федерации
Экономика и практика обязательного медицинского страхования № 1, c.4-6.