Интернет-магазин детских товаров
Разделы
 Главная СтатьиМедицинское страхованиеТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА И ОПЛАТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС МОСКВЫ

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА И ОПЛАТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС МОСКВЫ

Москва – почти 9-миллионный мегаполис, на территории которого находится огромное число страхователей, то есть предприятий и организаций, составляющих инфраструктуру города и страны, а также сосредоточены медицинские учреждения не только муниципальной сети, но и ведомственного и федерального подчинения. Обеспечение защиты конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования, стабильное на протяжении восьми лет финансирование учреждений здравоохранения, выполняющих Московскую программу ОМС, позволяет судить об эффективности модели ОМС.
До 1993 г. в условиях бюджетного финансирования органы управления здравоохранением не имели дополнительных экономических рычагов, способных так или иначе влиять на работу подведомственных им лечебных учреждений.
Система обязательного медицинского страхования, конечно, не изменила сути деятельности лечебных учреждений, но она коренным образом преобразила ее экономическую основу: отныне медицинские услуги стали, по существу, товаром, который покупает страховая медицинская организация. Любое лечебное учреждение по роду своей деятельности может рассматриваться как предприятие, производящее необходимые населению товары – медицинские услуги.
Основным элементом реформирования системы финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования стало введение оплаты за фактически оказанную медицинскую помощь, а также введение систем учета деятельности ЛПУ, оценки труда персонала по количеству оказанных медицинских услуг.
Государственное регулирование уровня оплаты медицинской помощи определяется генеральным соглашением о тарифах на медицинские услуги в системе ОМС, которое с 1995 г. подписывают Комитет здравоохранения правительства Москвы, Московский городской фонд ОМС, Московская ассоциация медицинских страховых организаций, профессиональные медицинские организации в лице Московской медицинской ассоциации и Московской ассоциации врачей, а также Совет профсоюзов работников здравоохранения.
Достигнутый объем средств на обязательное медицинское страхования москвичей позволил городскому фонду ОМС трижды в этом году обратиться в комиссию по тарифам с предложениями об увеличении тарифов на медицинские услуги, предоставляемые по Программе обязательного медицинского страхования.
По состоянию на 1 сентября 2001 г., сводный индекс повышения тарифов по отношению к прошлому году составил 1,2, что соответствует прогнозному индексу потребительских цен, рассчитанному Департаментом экономической политики и развития правительства Москвы в числе основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития на 2001-2004 гг.
В основу тарифа закладывается себестоимость медицинской услуги, которая сложилась на уровне издержек группы ЛПУ, признанных среднегородскими по степени материально-технического и кадрового обеспечения.
Перечень статей расходов и технология расчета стоимости услуг согласованы на уровне субъектов обязательного медицинского страхования. Методика расчета тарифов на услуги в системе ОМС Москвы утверждена комиссией по тарифам в 1998 г. и предусматривает включение в состав тарифа расходов ЛПУ, в том числе заработную плату персонала с начислениями, расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов медицинского назначения, мягкого инвентаря и обмундирования, расходы на питание больных, учитываемые по статьям бюджетной классификации.
Индексация тарифов, то есть утверждение дифференцированных коэффициентов, корректирующих себестоимость отдельных видов медицинских услуг в соответствии с изменившейся законодательной и нормативно-методической базой ее расчета, и финансовыми возможностями системы обязательного медицинского страхования, была одним из основных направлений деятельности комиссии по тарифам на услуги в системе ОМС в 1999-2001 гг.
Совершенствование методологии ценообразования, по нашему мнению, должно быть ориентировано на создание системы цен и тарифов на услуги, отражающие объективно обусловленные и общественно необходимые затраты на оказание медицинской помощи гарантированного объема и качества по обязательному медицинскому страхованию.
Проводимая в последнее время политика стандартизации в здравоохранении позволяет надеться на достижение баланса интересов и возможностей системы.
Разработка медико-экономических стандартов, утверждаемых в обязательном порядке на территориальном уровне, представляется важнейшим условием, обеспечивающим возможность государственного регулирования взаимоотношений между субъектами медицинского страхования. Кроме того, медико-экономический стандарт – это механизм, обеспечивающий защиту интересов потребителя медицинских услуг по объему гарантированной медицинской помощи.
Поиск новых форм и методов оплаты труда медицинских работников
В выполнении Московской городской программы обязательного медицинского страхования участвует более 630 лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности, городского, ведомственного и федерального подчинения.
Уровень материально-технической и кадровой оснащенности учреждений является разным, однако в нынешнем уровне единых тарифов в полной мере учтены затраты на выплату заработной платы в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы в РФ и предусмотренные распоряжениями правительства Москвы доплаты к заработной плате, в том числе оклады по врачебным специальностям на уровне 13-14-го разрядов, по должностям среднего медицинского персонала – 8-9-го разрядов.
Данные бухгалтерского учета расходов по выплате заработной платы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям по расчету затрат, так как содержат наиболее полный комплект нормативных документов по оплате труда. В принятом комиссией по тарифам московском городском реестре медицинских услуг в системе ОМС определена трудоемкость услуг, которая лежит в основе расчета тарифов.
Выбор в пользу способа отнесения расходов ЛПУ и их подразделений пропорционально трудоемкости оказываемых услуг был обусловлен тем, что в соответствии с самим определением медицинской услуги как комплекса мероприятий, проводимых персоналом при заболевании или непосредственной угрозе его развития, делается акцент на затраты живого труда; значительный удельный вес заработной платы в структуре расходов ЛПУ, которые относятся к прямым расходам на производство медицинской услуги.
Постоянный рост закупочных цен на медикаменты и перевязочные средства, мягкий инвентарь, продукты питания увеличивает долю расходов в тарифе на расходные материалы, однако в первоочередном порядке средства обязательного медицинского страхования, поступающие в ЛПУ в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь, направляются на выплату заработной платы.
Соотношение удельного веса расходов на заработную плату и, например, медицинских расходов в структуре тарифов на отдельные услуги различно. Так, в тарифе на услуги приема участкового терапевта доля заработной платы с начислениями составляет 90 проц., а хирурга – только 70 проц., в связи с тем, что медицинские расходы в хирургическом кабинете по номенклатуре и объему выше.
Поиск новых форм и методов оплаты труда медицинских работников определен в качестве одной из первоочередных задач Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1387 от 05.11.97.
К сожалению, до сих пор попытки увязать повременную форму оплаты труда медиков с объемом и качеством медицинской помощи водятся к штрафным санкциям на основании субъективной экспертизы медицинской документации.
Все это заставляет более остро ставить вопрос о том, как оплату медицинскому учреждению за оказанные услуги по программе ОМС в соответствии с утвержденными тарифами и оплату труда по Единой тарифной сетке, регламентирующей заработок работников бюджетной сферы, дополнить обоснованной системой материального стимулирования с учетом объема работы, качества и эффективности медицинской помощи. Иными словами, как построить модель, включающую в себя элементы повременной и сдельной форм оплаты труда медиков. Такой подход наиболее оправдан в условиях, когда принцип финансового содержания ЛПУ постепенно уступает место принципу оплаты реальных результатов их деятельности, он позволит повысить заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения. Размер заработной платы должен формироваться в соответствии с должностными окладами по занимаемой должности, повышениями, доплатами, надбавками, предусмотренными положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, включая премии и выплаты стимулирующего характера, отражающие количественные и качественные показатели работы.
Отечественная система здравоохранения, ориентированная главным образом на борьбу с уже возникшими заболеваниями, привела к тому, что недостаточное проведение профилактических мероприятий все больше увеличивает поток больных и, в свою очередь, вызывает растущий дефицит ресурсов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Для изменения сложившейся ситуации Московский городской фонд ОМС проводит анализ деятельности городской системы обязательного медицинского страхования – ее социально-экономических, финансовых и медико-организационных аспектов.
Полученные данные позволяют руководителям ЛПУ формировать организационные мероприятия по оптимизации лечебного процесса, а также более рационально использовать материально-технические и финансовые средства и кадровый потенциал.
Импульс для развития службы участковых врачей
В настоящее время МГФОМС совместно с Комитетом здравоохранения правительства Москвы проводит организационный эксперимент по мониторингу работы службы участковых врачей на базе двух территориальных поликлиник Юго-Восточного административного округа столицы.
Предполагается усовершенствовать систему оценки медицинской помощи, отработать инструменты финансового менеджмента и принципы тарифной политики в реальных условиях функционирования правовых субъектов системы обязательного медицинского страхования Москвы, что будет способствовать оптимизации использования средств ОМС, а также повышению эффективности, качества и значимости службы участковых врачей.
МГФОМС и Комитетом здравоохранения правительства Москвы в рамках осуществления организационного эксперимента утверждены оценочные качественные и количественные показатели для проведения мониторинга работы участковых врачей.
Учитываются такие критерии, как своевременность и полнота обследования больных, состоящих на диспансерном учете, в том числе из группы управляемых болезней, выявление скрытой патологии, качество ведения медицинской документации, обоснованность госпитализации, полнота охвата профилактическими мероприятиями.
На основании единого порядка балльной оценки показателей работы сотрудники ЛПУ, участвующие в эксперименте, дифференцированно материально стимулируются – ежемесячно получают установленные надбавки к должностным окладам и премии.
При этом учитывается работа как участковых врачей, так и среднего медицинского персонала (участковые медицинские сестры).
Оплата труда становится персонифицированной, прозрачной для контроля и понятной каждому медицинскому работнику. Учитываются как объемы медицинской помощи (нагрузка на приеме в поликлинике), так и своевременность диагностики и лечения (выявление страдающих хроническими заболеваниями, внеплановая госпитализация пациентов, время пребывания на амбулаторном лечении по ряду заболеваний), профилактическая составляющая работы участковых врачей (полнота охвата диспансеризацией, частота профилактических флюорографических исследований).
Таким образом, создается экономическая мотивация развития службы участковых врачей. Первый этап эксперимента планируется закончить к началу 2002 г.
По результатам медико-экономического анализа деятельности службы участковых врачей может быть разработано типовое положение о премировании и материальном стимулировании работников. Кроме того, в рамках организационного эксперимента могут быть определены количественные и качественные показатели работы для врачей других специальностей, что позволит дифференцировать оплату труда всех специалистов поликлиники, влиять на структуру медицинской помощи и финансовые внутриучрежденческие потоки.
Страхование здоровья
Следует отметить возросшую роль профилактики заболеваний как одного из приоритетных направлений стратегии развития здравоохранения.
Основной целью профилактики является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, укрепление активного творческого долголетия.
В целях дальнейшего развития системы городского здравоохранения, повышения уровня раннего выявления заболеваний и своевременного проведения лечебных мероприятий, снижения смертности и инвалидизации жителей столицы правительство Москвы утвердило программу «Целевая диспансеризация населения Москвы на 2002-2004 гг.», одними из основных исполнителей которой выступают лечебные учреждения города.
Целевая диспансеризация как основная часть профилактики заболеваний является реальным путем улучшения состояния здоровья населения в целом, и в первую очередь наиболее уязвимых контингентов.
Реализация комплексной программы целевой диспансеризации позволит осуществить гарантированное лечебно-профилактическое обеспечение москвичей на основе научно обоснованных медико-экономических стандартов; снижение заболеваемости, инвалидизации; повышение качества профилактической помощи при применении современных медицинских технологий; повышение уровня здоровья граждан.
Осуществление мероприятий, предусмотренных программой, возлагается в основном на амбулаторно-поликлинические учреждения Москвы, финансово-хозяйственная деятельность которых осуществляется в рамках бюджетно-страховой модели финансирования.
Расходы на оплату труда сотрудников данных лечебных учреждений в полном объеме, а также расходы на приобретение медикаментов и мягкого инвентаря включены в стоимость тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках Московской городской программы обязательного медицинского страхования.
При системе рыночных отношений государственная политика направлена на формирование психологической установки на здоровье как источник социально-экономического благополучия в условиях деловой конкуренции.
По мнению исполнительного директора МГФОМС члена-корреспондента РАМН А.Решетникова особая роль в этой связи могла бы быть отведена системе медицинского страхования, которое должно представлять собой не столько страхование на случай болезни, но более совершенную систему – страхование здоровья. Мировая практика показывает, что при страховании здоровья на лечение заболеваний необходимо направлять только половину средств, на профилактику потребуется до 30 проц. Финансовых ресурсов, а на реабилитацию – 20 проц. Тем самым удастся достичь одной из главных целей страхования здоровья – снижения заболеваемости и укрепления здоровья населения.
В качестве социальной категории здоровье можно рассматривать как конечный результат политики государства, направленной на создание условий для граждан, при которых они станут относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, основе сохранения и совершенствования трудового потенциала.

Комментарии:

Добавить комментарии
Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий

добавить фотографию

Предыдущие статьи:
© Akusherstvo.ru 2003-2025 - Интернет-магазин детских товаров