Казалось бы: подумаешь, трагедия! Мало ли пар сегодня разбегается. Полюбили — разлюбили… Таких тысячи. Так в том-то и дело, что любят они друг друга.
Они были лучшей парой на нашем факультете. Страстная любовь, нежная забота друг о друге, планы на будущее… Потом — беременность на третьем курсе, закончившаяся неестественно, но по обоюдному решению: пока рано, надо закончить учебу, встать на ноги.
После свадьбы решили пожить «для себя». Но когда задумались о ребенке, поняли, что ничего не получается. Годы метаний по самым дорогим и престижным клиникам, а в результате — только обманутые надежды. Начались ссоры, взаимные упреки. И его слова: «Я хочу быть отцом. Своих детей. Извини…»
Моя подруга разводится с мужем, потому что врачи вынесли ей приговор — бесплодие. Неужели в наше время медицина не в силах справиться с этим?
Вопрос к ведущему специалисту Отделения сохранения и восстановления репродуктивной функции Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, доктору медицинских наук, профессору Александру Сергеевичу ГАСПАРОВУ.
— Прежде всего не надо паниковать. Это в начале XX века методов диагностики и лечения бесплодия практически не существовало. Последние 10 лет отмечены значительными достижениями медицины в этой области. Я считаю, что сейчас проблему женского бесплодия можно считать принципиально решенной.
— Каковы причины бесплодия? Какова частота бесплодных браков?
— По данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день выявлены 22 причины женского и 16 причин мужского бесплодия! Самыми распространенными формами женского бесплодия являются трубно-перитонеальные, эндокринные, маточные, эндометриоз и т. д. В России частота бесплодных браков наблюдается у 4,5 — 5 млн. пар. Бесплодие в браке — это всегда неблагополучие. По данным медико-социологического исследования, проведенного нашим центром, у 93% женщин диагноз «бесплодие» приводит к психическому, социальному дискомфорту, снижает социальную адаптацию, профессиональную активность. Как следствие — повышение числа разводов. Рождение детей способствует нормализации социального и психологического статуса женщины, укреплению семейных отношений.
— Многие женщины, услышав такой страшный диагноз — «бесплодие», согласны идти на любые жертвы, лишь бы вылечиться. Но годы идут, а детей все нет. Почему для многих бесплодие становится приговором?
— Нет, это не приговор. Главная причина безрезультатного лечения заключается в том, что больным ставят неправильный или неполный диагноз. Ведь чтобы лечить бесплодие, надо диагностировать его причины. Это, наверное, главный постулат, касающийся этого заболевания. Репродуктивная функция сама по себе достаточно автономна и сконструирована Богом по высшему разряду надежности. У человека и животного во время травм и заболеваний могут не функционировать ряд органов или системы органов, а программа по воспроизводству себе подобных будет осуществляться. Патология, приводящая к бесплодию, нарушению репродуктивной функции, всегда очень серьезна, требует четкой диагностики и лечения. Репродуктивное здоровье необходимо восстанавливать, учитывая все факторы. Только в таком случае возникновение беременности, вынашивание, роды, вскармливание будут протекать на максимально благоприятном фоне. Сколько к нам в центр обращалось женщин, лечившихся где попало! Кому ставили неправильный диагноз, кого-то неправильно лечили… Поймите, перелечивать гораздо сложнее, чем просто лечить. Ведь что делают женщины, которые хотят вылечиться от бесплодия? Листают газеты и журналы, ищут, где подороже, и вперед. К сожалению, зачастую интерьер, хороший гостиничный сервис новоиспеченного «медицинского центра» в совокупности с рекламными технологиями являются пеленой для многих женщин.
— И как же найти хорошую клинику?
— Вы знаете, в этом жизненно важном вопросе я бы посоветовал придерживаться традиций. Никому не приходит в голову строить дом начиная с крыши, не заложив фундамент. А в лечении женского бесплодия тем самым фундаментом является Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии Российской Академии медицинских наук. Наше Отделение сохранения и восстановления репродуктивной функции было создано в 1978 г. и с тех пор активно сотрудничает в области репродуктологии со Всемирной организацией здравоохранения. За двадцать два года работы нами разработаны и внедрены самые эффективные на сегодняшний день методы диагностики и лечения бесплодия. Эндоскопические технологии в области гинекологии, схемы и варианты лечения эндокринных форм бесплодия, методы лечения эндометриоза, вспомогательные репродуктивные технологии и многое другое — результат многолетней работы центра, согласующийся с мировым опытом. Без больших знаний, опыта, школы и традиций невозможно решать все эти проблемы.
— Эндоскопические технологии? Вот об этом, пожалуйста, поподробнее.
— Эндоскопия, или лапароскопия — это одновременно диагностическая и лечебная операция, которая достаточно эффективна в клинике женского бесплодия. Операция делается под общим наркозом. На теле женщины производится три небольших прокола (5 мм), через которые вводят телескоп и инструменты. Благодаря сложной аппаратуре (видеокамеры, источник света, световолокнистая оптика) на экран монитора выводится увеличенное в 4–10 раз изображение внутренних гинекологических органов. Первый этап операции — диагностический — позволяет выявить практически все причины бесплодия и оценить характер и степень патологии. Второй этап — лечебный — позволяет эти причины устранить. Одновременно для исключения и коррекции маточного фактора бесплодия мы делаем гистероскопию — осмотр полости матки. И надо сказать, что более чем 50% наблюдений с помощью гистероскопии выявляют и устраняют патологию, которая является причиной бесплодия.
— В чем преимущества лапароскопической хирургии?
— В чем преимущества? Во-первых, точность диагностики приближается к 100%. Во-вторых, лапароскопия — это органосохраняющая операция (при внематочной беременности удается сохранить трубу, при кистах яичника — здоровую ткань яичника, при миомах матки — сохранить матку). Кроме того, эта операция практически бескровна (кровопотеря 5–15 мл), пациентка не испытывает боли после операции. Пребывание в стационаре занимает 1–2 дня. И наконец, совсем не остается послеоперационных рубцов, что, согласитесь, очень важно для женщины любого возраста.
Конечно, вышеуказанные преимущества в полной мере осуществляются только в руках квалифицированного специалиста.
— И какова же эффективность данного метода?
— Международный и отечественный опыт показывает, что наивысших результатов можно достичь при интенсивной работе, таланте, правильном методическом подходе и наличии современного оборудования только через 5–10 лет хирургической практики. Я бы сказал, что лапароскопия — это высокоинтеллектуальная, ювелирная, эстетическая хирургия, которая предъявляет особенные требования к специалисту. Диагностика и лечение бесплодия — это искусство, где от врача требуется использование опыта и знаний различных технологий. В Центре акушерства, гинекологии и перинатологии средняя эффективность лечения бесплодия при использовании эндоскопии и вспомогательных репродуктивных технологий составляет 45–60%, при отдельных факторах бесплодия, таких как эндометриоз, — 60–75%, при гиперпролактинемии результат достигает 80–90%. В центре концентрируются больные со всей страны. Как правило, с длительным бесплодием, залеченные и перелеченные во всевозможных клиниках. Это обстоятельство существенно влияет на результат. К сожалению, я с полным основанием могу утверждать, что нет ни одной методики и ни одной клиники в мире, которая излечивает от бесплодия с эффективностью 100%. Поэтому, если вы видите рекламу клиник, обещающих «100%-ное излечение бесплодия», — не верьте.
— Вы берете на лечение любых больных, даже самых, казалось бы, «запущенных»?
— Разумеется. Ведь в желании женщины испытать радость материнства нет никаких границ и быть не может.
Контактный телефон ведущего научного сотрудника НЦ АГиП РАМН, д. м. н., профессора ГАСПАРОВА Александра Сергеевича (095) 747–2572 gasparov@mtu-net.ru